Dassault Falcon 5X: долгожданная сенсация

Судя по тому, какими темпами идет восстановление спроса в сегменте large-cabin по сравнению с остальными, принцип очевиден: чем больше, тем лучше. Портфель заказов на Gulfstream G650 более чем в 200 единиц — убедительное доказательство тому. Вполне в духе этого принципа развивается дебют новой программы Dassault — самого большого из семейства Falcon самолета 5X за 45 млн долл. Это самая большая сенсация ежегодного салона бизнес-авиации NBAA-2013.

Ранее проходивший под кодовым названием SMS, новейший член семейства Falcon получил наиболее широкое поперечное сечение фюзеляжа в своем классе, то есть чуть пошире, чем у флагмана Gulfstream — G650. Однако салон значительно короче, поскольку, если выдерживать дальность 5200 морских миль (при скорости 0,8М), с размерами салона больше не размахнешься. Причем если лететь с нормальной крейсерской скоростью 0,85М, то дальность сократится до 4750 морских миль.

5X — первый за последнее десятилетие Falcon, созданный с чистого листа. У него мало общего с 7X, который поступил в эксплуатацию в 2007 г.: новый фюзеляж, новое крыло, новый турбовентиляторный двигатель Silvercrest от Safran Snecma, новый функционал цифровой системы управления полетом (именно так сотрудники Dassault предпочитают именовать ЭДСУ).

Несмотря на сравнения с G650, новый Falcon задуман как прямой конкурент самолета Gulfstream G450 (с дальностью 4200 морских миль, но уже далеко не нового) и Bombardier Global 5000 (с дальностью 5400 морских миль, но очень прожорливого). Неоспоримые преимущества 5Х — существенно меньший вес пустого, улучшенная аэродинамика и новые двигатели, топливная эффективность которых на 10–15% выше, чем у конкурентов, — позволят ему обойти обоих соперников по параметру топливной эффективности на треть. Dassault утверждает, что прямые операционные расходы 5X будут на 30% ниже, чем у G450, и на 35% ниже, чем у Global 5000.

Надо сказать, что 5X не был изначально ни таким большим, ни таким дальнобойным, каким его увидела общественность. Когда конструкторы Dassault приступили к проектным изысканиям программы SMS в 2006 г., намерение производителя состояло в том, чтобы составить конкуренцию тогдашним лидерам продаж: Bombardier Challenger 300, Gulfstream G250 (ныне G280) и Embraer Legacy 600. Однако в результате финансового кризиса спрос на самолеты средней и меньшей размерности рухнул.

Впрочем, рынок бизнес-джетов класса large-cabin начал оправляться весьма быстро, уже в 2009 г., поэтому конструкторы Dassault вернулись к своим мониторам с ПО CATIA и изменили SMS до неузнаваемости. Он стал самым большим и самым технологически совершенным в семействе Falcon и наверняка послужит базой для новых моделей, все более вместительных и дальнобойных. Так что весьма вероятно, что до европейского салона деловой авиации EBACE-2014 мы станем свидетелями новых анонсов о пополнении в славном семействе.

Читайте также  Крылатый связной президента.

Круглый в сечении фюзеляж 5X в диаметре на 20 см больше, чем все предыдущие модели Falcon. Поэтому несмотря на то что длина салона на 13 см короче, чем у 7Х, его объем на 14% больше, при этом салон на 10 см выше, а пол на 25 см шире. Салон, длиной 770 см, разделен на три зоны: клубная секция в передней зоне, конференционная группировка из четырех кресел в средней и изолированное помещение в задней, где разместятся на ночлег шестеро пассажиров на раскладывающихся в плоские кровати креслах.

Некоторые пикантные детали оттеняют дизайн салона. Подлокотники кресел и конструкция сиденья и спинки напоминают кокон, поэтому пассажир чувствует себя так, словно занимает пространство, предназначенное исключительно и специально для него. Здесь есть встроенные гнезда для индивидуальных мониторов, Wi-Fi обеспечивает возможность использовать iPad или iPhone в качестве устройств управления системой развлечений на борту.

Давление в салоне на эшелоне FL410 будет на уровне 1190 м над уровнем моря, на эшелоне FL510 — 1830 м.

Клиенты Dassault сказали, что хотели бы больше рассеянного света в салоне. Поэтому в 5X будет 28 иллюминаторов, самых больших из когда-либо украшавших самолеты Falcon. Они на 1 дюйм (2,5 см) выше, чем на 7X, и если рассчитывать единицу площади окна на кубометр салона, то она окажется такой же, как и у 16 широких иллюминаторов в G650.

Багажный отсек объемом 4,4 м3 в задней части фюзеляжа будет доступен на всех этапах полета. В хвосте будет еще один багажник, негерметизированный.

Планер и системы Falcon 5X не воплощают каких-то радикальных технологий, поэтому первые эксплуатанты вряд ли столкнутся с какими-либо "детскими болезнями". Основная часть планера будет производиться из алюминиевых сплавов, композиты будут использоваться в производстве хвостового оперения, обтекателей, мотогондол и других вспомогательных конструкций.

Разработанное с чистого листа крыло площадью 72 м2 впервые (у Dassault) сконструировано изначально с сопряженными законцовками (винглетами). Оно отличается прямой передней кромкой, довольно скромной стреловидностью (33°), и его аэродинамическое качество на 5–10% лучше, чем у 7X. Фирменный крестообразный хвост Falcon остался, но плоскости стабилизатора не опущены вниз.

Читайте также  Не до роскоши

Форма носовой части также прорисована заново, включая остекление кабины, площадь которого на 32% больше, чем у Falcon 7X, что существенно улучшает обзор во время взлета, захода на посадку и посадки. Позаботились конструкторы и о комфорте пилотов: кабина более просторна, больше пространства до потолка и за креслами, так что любое из них можно откинуть на 130° для короткой релаксации. За правым креслом находится откидное сиденье для третьего члена экипажа.

Системы самолета подверглись пересмотру и модернизации. 5X станет первым из Falcon, у которого будет основная электрическая система переменного тока с стартерами-генераторами переменной частоты 115 В, что исключает необходимость отдельного воздушного или электрического стартера. Основных гидросистем будет две, каждая с подсистемой и электрической насосной станцией для обеспечения резервирования приводов управляющих поверхностей. Система, которая останется практически без изменений — топливная — будет включать два бака с системой наддува и подкачивающие насосы с двойным резервированием.

Разработанная Dassault цифровая система управления (ЭДСУ) основана на архитектуре Falcon 7X, но будет интегрировать больше функций, в том числе и первые на бизнес-джете флапероны, которые сочетают функции закрылка, спойлера и тормозного щитка в одной поверхности. Боковые ручки управления справа и слева передают сигнал на три основных и три резервных компьютера. Хотя основные управляющие поверхности будут приводиться в действие гидравлическими приводами, закрылки — в отличие от 7Х — будут полностью электрическими.

Семейство Falcon знаменито своей высокой топливной эффективностью, и 5Х не станет исключением. Ни одному другому бизнес-джету класса large-cabin не удастся выжать столько миль из литра горючего на аналогичных рейсах, кроме разве что других самолетов Dassault — Falcon 2000S и 2000LXS. Одна из причин — крейсерская скорость 5X составляет 0,80М, что по нынешним меркам относительно неспешно. Хотя другие производители "разгоняют" свои самолеты до 0,85–0,90М, сокращая самые длительные перелеты на час и более, рыночные исследования Dassault показали, что давнишние (и наиболее лояльные) эксплуатанты самолетов Falcon ценят комфорт салона, дальность полета и цену больше, чем скорость.

С восемью пассажирами на борту на скорости 0,80М Falcon 5X перелетит из Лондона в Токио, из Пекина в Миннеаполис, из Нью-Йорка в Тель Авив за 11,5 ч. На скорости 0,85М долететь из Лондона в Хьюстон, из Детройта в  Москву или из Сан-Паулу в Лиссабон можно будет за 10 ч.

Dassault стремится сделать 5X самым надежным и самым простым в обслуживании самолетом из когда-либо построенных знаменитой французской фирмой. Плановое обслуживание будет производиться каждые 800 ч налета (или каждые 12 месяцев). Производитель намеревается предложить индивидуальные программы обслуживания. Более того, Dassault разрабатывает новую бортовую систему мониторинга и контроля, которая будет отслеживать более 10 тыс. параметров, — в чем-то схожую с теми оранжевыми "ящиками", которые используются во время проведения летных испытаний. При этом показатели работоспособности систем будут передаваться производителю в режиме реального времени. Заводская гарантия будут покрывать большее количество гарантийных случаев, чем раньше.

Читайте также  JAL и Marubeni начали работать в бизнес-авиации

Поскольку 5X — не очередной дериват, а основательно проработанная новая модель, он представляет собой базу для разработки новых моделей Falcon большей вместимости и с большей дальностью, которые составят прямую конкуренцию новейшим самолетам, разрабатываемым Bombardier и Gulfstream. Так что это не только последняя (да и не последняя!) модель Dassault, это очередной после 7Х эпохальный этап в истории компании, возможно, конец трехмоторной эры  и начало новой линейки двухмоторных самолетов класса large-cabin с характерными большими иллюминаторами. И эти самолеты будут все более комфортабельны, все более технически совершенны и экономичны.

Производство первого испытательного образца идет полным ходом. Стартовый полет намечен на первую половину 2015 г.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Дальность полета (8 пасс. и экипаж 3 чел., на 0,80М)     9 630 км

Макс. сертифицированный потолок    15 545 м

Длина разбега    1 600 м (MTOW, ISA, SL)

Длина пробега     732 м

Посадочная скорость, Vref    194 км/ч

ВНЕШНИЕ ГАБАРИТЫ

Длина     25,2 м

Высота     7,5 м

Размах крыла     25,9 м

ВЕС

Максимальный взлетный    31 570 кг

Максимальный посадочный вес    29 980 кг

Вес без топлива    19 730 кг

Максимальный вес топлива    12 790 кг

ДВИГАТЕЛИ

Производитель     Safran Snecma

Количество/тип     2 / Silvercrest

Тяга (каждый)     50,93 кН (ISA +15)

РАЗМЕРЫ САЛОНА

Длина    11,80 м

Высота    1,98 м

Макс. ширина    2,58 м

Объем    50 м³

Объем багажного отсека    4,4 м³

Фред Джордж, AVIATION WEEK

Источник: АТО